Спас на Крови
Спас на крови был построен в память о смерти императора Александра 2.

Он стоит на месте покушения на императора (1 марта 1881 г), в результате которого он был тяжело ранен и умер.

Поэтому храм и называется "на крови" - имеется ввиду кровь императора.

Сейчас это действующий мемориальный храм и музей.
Адрес: набережная канала Грибоедова, 2.
Время работы: 10:30 - 18:00, ежедневно.
Среда - выходной.
с 1 мая по 30 сентября храм работает до 21:30 (после 18:00 часов экскурсии не проводятся.
Стоимость билетов: 450 р, студенты, пенсионеры, дети 7-18 - 200р.
Музей-часовня: 100р, дети до 18 бесплатно.

Расписание и цены:
Стоимость посещения и экскурсионное обслуживание

Император Александр 2 был реформатором, он отменил крепостное право в России (1861 год), освободив 23 миллиона крестьян.

За это его называли царь-освободитель.

Революционное движение "Народная воля" готовило революцию и свержение самодержавия, но революционное движение не поддержали крестьяне. Тогда организация выбрала путь террора и многократно покушалась на царя. Последнее, итоговое покушение - под ноги императору бросили бомбу.


Большинство людей восприняли убийство императора как трагедию, революционное движение так и не было поддержано.

Наоборот, люди приходили на место убийства и молились за императора.

Через несколько лет после смерти императора на месте покушения решили воздвигнуть храм.


Собор Воскресения Христова был заложен 6 октября 1883 года, первый камень положил император Александр 3, сын убитого Александра 2.

Храм строился 24 года, примерно третья часть средств на его строительства были пожертвования.

Архитектор - Альфред Парланд.

Храм стал его самой известной работой.


6 июня 1897 года на центральную главу храма подняли крест. Ещё 10 лет после этого продолжались внутренние работы - отделка храма мозаикой.

Архитектор Парланд для храма использовал все достижения традиционного русского зодчества допетровских времён, для внешнего убранства выбирал самые яркие декоративные элементы.

У этого храма традиционный русский облик. Много деталей, используются разнообразные отделочные материалы (кирпич, мрамор, гранит).

Четверик с фронтонами в виде кокошников.

У храма 9 глав (куполов), половина из них позолоченные, половина покрыты уникальной 4-цветной ювелирной эмалью, которой больше нет аналогов в российской архитектуре.

Узоры центральных куполов напоминают купола храма Василия Блаженного в Москве.

Купол центрального шатра меньше остальных, так что создаётся впечатление, что он очень высокий, уходит в небо и оттого кажется маленьким.


На куполах тонкие ажурные кресты.

Высота центральной башни с куполом 81 метр (царя убили в 1881 г.).

Высота колокольни 62,5 м (возраст царя 63 г.).

Цоколь собора облицован серым гранитом, в нишах на 20 панелях из красного норвежского гранита высечены основные события правления императора.

Колокольня в западной части собора, она выдаётся в канал Грибоедова.

Установлена на месте, где был убит император. Внутри - часть набережной.

Стены храма облицованы кирпичом из Германии, ажурные резные детали - из белого мрамора.

Внутри над окном колокольни мозаичная икона Александра Невского, который считался небесным покровителем Александра 2.

На поверхности колокольни, ниже карниза, нанесены мозаичные изображения всех городов и губерний России, жители которых жертвовали на строительство храма, в знак того, что вся Россия скорбит об убийстве своего императора.

В колокольне собора сохранён фрагмент набережной, где был убит император - булыжная мостовая и решётка канала.


Над ней установлен шатёр-сень (каменный навес), вырезанная из яшмы.


Вазоны и цветы - из уральского родонита.

Каменный пол - в виде мозаичного ковра из разных видов цветного итальянского мрамора.

Площадь покрытого мраморными узорами пола - 600 кв м.
Стены и своды храма покрыты сплошной мозаикой. Общая площадь мозаичного покрытия больше 7 тыс кв м. Это самое обширное мозаичного покрытие среди всех храмов Европы.

Эскизы для мозаик рисовали 32 художника, в том числе В.М. Васнецов ("Спаситель" и "Богоматерь с младенцем").
Иконостас вырезан из мрамора так тонко, что кажется резьбой по дереву.
Храм был полностью электрифицирован, для его освещения использовалось 1700 электрических ламп.
После революции деньги на содержание храма перестали выделяться, он существовал только на пожертвования прихожан.

В 1930 году храм был приговорён к сносу, колокола сняли и переплавили, само здание использовалось как склад.

Чтобы спасти кресты храма, местные жители сняли их и спрятали на дне канала Грибоедова. Их нашли уже во время реставрации.

В 1934 году здесь несколько месяцев просуществовала выставка по истории движения "Народная воля", ответственной за убийство царя.

В 1941 году начались подготовительные работы к сносу храма, но начавшаяся война помешала этому произойти.

Во время блокады здесь был устроен морг.
Здание пострадало от обстрелов, на одной из мемориальных досок южного фасада сохранены следы этих повреждений.
В главный купол храма попал большой артиллерийский снаряд, застрял в перекрытиях, не разорвался и пролежал там, никем не замеченный, почти 20 лет, пока в 1961 году его не обезвредил сапёр Виктор Демидов.

После войны в храме был склад Малого оперного театра, здесь хранились декорации. Храм продолжал разрушаться, в том числе из-за влаги, попадавшей через дыры в пострадавших от обстрелов куполах.

Только в 1968 году храм был взят под охрану государства как памятник культуры, и в 1970 году его провозгласили музеем Исаакиевский собор.
Началась реставрация. Храм строили 24 года, а реставрировали 27 лет.

Мозаику восстанавливала бригада талантливого реставратора Виктора Шершнева. Все 7 тысяч кв м мозаики промывались, грязь счищалась скальпелями, щётками и ластиками, повреждённые фрагменты собирались заново.

19 августа 1997 года храм был снова открыт, как музей Исаакиевский собор.

С 2010 года в храме совершаются регулярные богослужения (каждое воскресенье и по большим православным праздникам).

Полная карта достопримечательностей

Полная карта достопримечательностей

Другие достопримечательности
недалеко от Спаса на Крови
Made on
Tilda